Архив морских карт, планов и схем

 

Историю постановки плавучих и стационарных маяков и светящих знаков проследить по морским картам разных лет, лоциям, прочим публикациям морских ведомств. На нашем сайте мы планируем постепенно разместить имеющиеся у нас документы, собранные в архивах, библиотеках и в Сети, касающиеся маяков России.
По нажатию на описание или миниатюру карта открывается в полном размере (10-50 Мбайт)
 

1. Довоенные российские карты

Гидрографические работы на Российском флоте, включая навигационное оборудование российского побережья и картографирование морей, находились в ведении лично императора Петра Великого, а после его смерти - Адмиралтейств-коллегии (с 1724), Управления Генерал-гидрографа (1827-1837), Гидрографического департамента (1837-1885), Главного гидрографического управления  России (1885-1918) и СССР (с 1924). В начале 1920-х гг. на морях были образованы Управления по безопасности кораблевождения (Убекосевер, Убекосибирь, Убековосток, Убекобалт, Убекочерноаз, Убекокаспий), подчинённые ГГУ СССР. Им в свою очередь подчинялись местные гидрографические части на флотах. В 1935-1936 УБЕКО преобразованы в Гидрографические отделы при флотах, а Главное гидрографическое управление - в Гидрографическое управление Морских сил РККА, с 1940 - Военно-морского флота.

1.1 Восточная часть Финского залива с изображением огней и знаков, включая три плавучих маяка на подходах к Петрограду. Оригинальная гравюра выполнена в 1840 году. Ниже представлена карта по состоянию на 1847 год.

1.2 Подходы к Санкт-Петербургу в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, начало ХХ в.

1.3 На полях карты Финского залива (см.1.1) редакции 1923 года указано, что в начале ХХ века её корректура проводилась почти ежегодно. После революции на карте была отмечена советско-финская морская граница по её состоянию на тот момент.

 

2. Финские морские карты

Картографированием побережья северной части Финского залива и восточной части Ботнического в XIX в., составлением лоций, установкой там маяков и знаков занималось Лоцманское управление Великого княжества Финляндского. До 1912 года оно действовало автономно, согласуя свою работу с Морским ведомством Российской империи. С 1912 по 1917 года полносью подчинялось Морскому министерству в Санкт-Петербурге. С 1918 года выступает в качестве Морской администрации Финляндской республики. На до- и послереволюционных финских морских картах обозначены как маяки Финляндии, так и российские и эстонские маяки и плавучие маяки.

2.1 Маяки Великого княжества Финляндского, 1898 год.

2.2 Маяки Великого княжества Финляндского, 1909 год.

2.3 Южная Ладога, 1924 год (присутствует плавмаяк Тайпалеенлуото).

2.4 Выборгский залив, 1931 г.

2.5 От Ловиисы до Кронштадта, 1948 год.

2.6 Навигационное оборудование Сайменского канала, 1909-1911 годы.

 

3. Довоенные карты иных стран

3.1 Карта региона Восточной Балтики в британском атласе Letts, ориентировочно 1916 год. На карте обозначены основные маяки и плавучие маяки.

3.2 Карта Лиепаи, 1893 год. Отпечатана в Риге.

3.3 Восточное или Балтийское море, атлас Фадена, 1803 года (источник:CartographyAssociates)

3.4 Санкт-Петербург 1844 года в настольном атласе Мейера (источник:CartographyAssociates)

3.5 Карта Каспийского моря 1747 года (Боуэн, Орбелиани)

3.6 Карта ревельского (таллинского) рейда. Выполнена Гидрографической службой Адмиралтейства Великобритании, г.Лондон 1917 г.

 

4. Послевоенные советские (1945-) и российские (1991-) морские карты

Советские и российские морские карты послевоенного периода выполнялись Главным управлением навигации и океанографии Министерства обороны (ГУНиО МО), с 2006 - Управлением навигации и океанографии (УНиО) Министерства обороны России.

4.1 Рижский залив (лист №407), 1965 год

4.2 Ирбенский пролив (лист №23015) с двумя Ирбенскими маяками, 1985 год

4.3 Восточная часть Финского залива (лист №2261), 1997 год

4.4 От Ирбенского пролива до острова Готланд (лист №22058), 1991 год

4.5 От Санкт-Петербурга до мыса Шепелевский (лист №23000), 2004 год

4.6 От Приморска до острова Соммерс (лист №23001), 1995 год

4.7 Нарвский залив (лист №23070), 1992 год

4.8 Кронштадтский корабельный фарватер (лист №25007), 1992 год

4.9 Дельта реки Невы, Санкт-Петербург (лист №28030), 2005 год.

4.10 Подходы к портам Выборг и Высоцк, начало 2000-х.

 

5. Судоходные озёра европейской России

Помимо картографирования морских путей, ГУНиО также составляло карты внутренних водных путей, используемых для сообщения между Балтийским, Белым, Каспийским и Чёрным морями - Единой глубоководной системой европейской части России. Кроме того, управление картографировано Псково-Чудской бассейн и Сайменский канал, соединяющий Балтику с внутренними водными путями Финляндии.

5.1 Ладожское озеро, 1988

4.2 Юг Ладожского озера, бухта Петрокрепость, 1996

5.3 Онежское озеро, 1988

5.4 Сайменский канал (Россия-Финляндия), 1992

5.5 Чудское озеро (Россия-Эстония), 1994

5.6 Подходы к гаваням Тёплого и Псковского озёр (Россия-Эстония), 1996

5.7 Псковское озеро, 1994

 

Ссылки на имеющиеся документы будут добавляться по мере обработки цифровых копий

 

Последнее обновление 2021-01-01