Ugunskuģi - "Komunists" #60, G.Šneiders

Lightship Irbensky - Плавучий маяк "Ирбенский"


G.Šneiders, "Ugunskuģi", Komunists #60, 27.03.1982.g.

"Плавучие маяки", газета "Коммунист" (Латвия), автор - Г.Шнейдерс

Плавучие маяки

В каждом узком проливе и на каждом подводном рифе невозможно построить по маяку. В XVIII веке в наиболее сложных для безопасной проводки судов районах ставили плавучие маяки. Это особое судно на службе гидрографической службы, которое служило отличным ориентиром для мореплавателей. На подходе к Лиепае плавучий маяк появился по инициативе замечательного русского гидрографа, капитана третьего ранга Михаил Францевич Рейнеке, который занимался навигационным оборудованием Либавского порта. Его установили в 6,5 морских милях юго-западнее морских ворот порта. Для этого в Финляндии был приобретён шонер, который должным образом оснастили, установив мигающий светооптический аппарат. Плавучий маяк прослужил с 1898 по 1910 год. Его капитаном был отставной флотский офицер Николай Стуре. Его команда следила за тем, чтобы плавучий маяк обеспечивал безопасный подход судов к Лиепае.

Мель Овиши, находящаяся к северу от Вентспилса, недалеко от входа в Рижский залив, принесла немало несчастий морякам. Во время первой мировой войны на берег был выброшен германский плавучий маяк Elbe-2, ранее (с 1889) выставлявшийся немцами в устье Эльбы. К 1928 году он был отремонтирован и выставлен на позиции у мели Овиши. Якорение обеспечивалось 25-тонным чугунным блоком. Капитаном плавучего маяка, названного Laima, долгие годы служил житель Павилосты, штурман дальнего плавания Фрейманис, в своё время закончивший Рижскую морскую школу Кришьяна Валдемара. В годы Великой отечественной войны плавучий маяк Лайма был потоплен.

В 1962 году советская гидрографическая служба установила новый плавучий маяк Ирбенский в 33 милях к северо-западу от Вентспилса, в конечной точке морского фарватера, ведущего к Ирбенскому проливу. Этот плавучий маяк, построенный в Турку на верфи Валмет, является современным и очень мореходным судном. Выкрашенный в красный цвет он легко опознаётся судоводителями, везущими грузы в нашу страну. На месте его фок-мачты установлена металлическая башня с проблесковым механизмом, обеспечивая видимость с расстояния до 12 миль при хороших погодных условиях. На грот-мачте установлен наутофон для подачи сигналов в тумане. Плавучий маяк также подаёт сигналы с помощью подводного звукового устройства. Команда из 15 человек самоотвержено несёт свою службу 15 дней, после чего на их место заступает сменный экипаж.

Капитан маяка, Юрий Кострёв, вспоминает и часы испытаний. Ночью 17 октября 1967 года над Балтийским морем разыгралась настолько сильная буря, что цепь основного якоря оказалась разорвана. Команда отдала запасные якоря и дала машине полный ход, сопротивляясь буре и взбесившемуся морю. Судно начало дрейфовать в сторону от своей позиции. Главный дизель работал двое суток для того, чтобы избежать аварии. От него ни на шаг не отходил старший механик Василий Петров и сменный моторист, житель Павилосты Николай Яковлев. Моряки промокли до нитки, поскольку буря выбила все стёкла на мостике. Отважные люди, однако, выстояли, и через двое суток Ирбенский вновь оказался на своей позиции.

История знает и другие подобные случаи. Мель Гудвин, находящаяся посредине пролива Ла-Манш, имеет дурную славу кладбища кораблей. Со всех сторон света её ограждают британские плавучие маяки. В ночь на 27 ноября 1955 года в проливе разыгрался 12-ти балльный шторм с юго-западным ветром. Плавучий маяк South Goodwin перевернулся, немало озадачив британцев - как такое могло случиться со столь выдающимся своей мореходностью судном? Они задавали адмиралтейству вопросы, почему команда не успела подать сигнал SOS, почему не был отдан запасной якорь, почему машина не работала на удержание судна против ветра. Плавучий маяк перевернулся всего в 6 милях от своей позиции, место его аварии было сфотографировано с вертолёта. Рассказать, что же случилось с плавучим маяком, было уже некому, так как единственный спасшийся член команды был зоологом, наблюдавшим с маяка за перелётными птицами.

На зиму, в связи с ледовой обстановкой на море, плавучие маяки снимаются с якорей и их места занимают буи. Этой зимой в нашем порту отдыхает Ирбенский, чтобы весной вновь заступить на свою важную вахту.

Г.Шнейдер, перевод - Иванов Антон для plavmayak.ru