ПМк "Либавский" - "Helsinki"

Плавучий маяк "Ирбенский"


Плавучий маяк "Helsinki" (быв. "Запасный")

Последний сохранившийся плавучий маяк российской постройки

 

В старом порту небольшого финского городка Хамина, буквально в нескольких десятках метров от автодороги на Хельсинки, стоит пароход с ярко-красными бортами с надписью "HELSINKI". Это типовой российский плавучий маяк начала прошлого века.

Он был построен в 1912 году на Путиловской верфи в Санкт-Петербурге и оборудован по последнему слову техники того времни: беспроводным телеграфом, электрическим осветительным аппаратом и пневматической туманной сиреной. Он строился в качестве запасного плавмаяка для Либавского порта, где впоследствии стал основным. Прежний паровой Либавский плавмаяк, построенный в 1893 г. в Финляндии, стал запасным, а самый первый в Либаве, парусный плавмаяк был переоборудован под баржу для хранения горючего.

Спустя два года, в 1914 началась первая мировая война, и плавучий маяк был мобилизован в военный флот, а в 1915 году, перед занятием германискими войсками Курляндии, уведён в Ревель (Таллин). В 1918 он оказался в Хельсинки и был объявлен военным трофеем Финляндии.

До 1921 маячная служба парохода продолжилась на позиции Реландерсгрунд (Relandersgrund), затем Эрасгрунд (Äransgrund) на подходе к Хельсинки. В 1934 он был переименован в "Хельсинки". В 1940 году вооружён зенитным орудием, в 1941 пострадал при взрыве стоявших рядом двух германских транспортов. Служба плавучего маяка закончилась в 1959 году, когда завершилось строительство маяка на гидротехническом основании, обеспечивающего безопасный подход к Хельсинки с моря.

В 1961 году плавмаяк проходит ремонт и становится гидрографическим судном "Hyoky". В 1983 его списывают и намереваются передать в Морской музей в г.Котка, но музей оказывается не готов к расходам на реставрацию парохода. Его новым хозяином становится Hamina Steamship Ltd., и начинается долгая работа по его ремонту на частные средства. Со временем в помещениях парохода была собрана большая коллекция исторических артефактов на военно-морскую тему. Однако его механизмы полностью исправны: XXI-м веке этот пароход совершал самостоятельные рейсы между Хаминой и Хельсинки. Вот что значит качественная постройка и исправное содержание.

В 2012 году это российский финский плавмаяк отметил столетие с момента постройки. От Фонда "Маячный" капитан маяка-парохода "Helsinki" получил сувенир - памятную тарелку с изображением "Ирбенского", с благодарностью за сохранение единственного оставшегося плавучего маяка российской постройки.

В порту города Хамина регулярно устраиваются массовые мероприятия, от песен и танцев до выставок вооружений финской армии. Но главная жемчужина порта - это плавучий маяк, который однозначно стоит посещения. Вход бесплатный (пожертвования приветствуются), автостоянка рядом - тоже, на борту работает кафе.

Страница в сети - http://www.hyoky.info/

 

Фотогалерея плавмаяка "Запасный" - "Helsinki"