2020: С новым, 2021-м годом!

2020: С новым, 2021-м годом!

Друзья и просто посетители нашей площадки,

Уходящий 2020-й год оказался у многих из нас самым необычным, а может и самым сложным из всех, оставшихся позади. Тем не менее, если Вы читаете эти строки, значит осталось всего четыре дня, и можно считать невыполнимую миссию выполненной. Меня этот уходящий год заставил повертеться, и спасибо ему - немного раскрутил. Сладывается ощущение, что хороших, спокойных, тучных лет в обозримом будущем больше не случится, и потерь окажется больше, чем приобретений. И тем важнее участие каждого из нас в том, чтобы потерь среди исторических артефактов было меньше. Берегите себя, свои семьи, свою малую родину и нашу общую большую страну.

Счастья, здоровья и удачи в 2021-м году!

 

2020: Добавляются морские карты

2020: Добавляются морские карты

В разделе Карты и схемы пополнение - добавлены российские, советские и финские морские карты. В планах также добавить дореволюционные российские карты и карты предвоенного времени разных издателей, на которых отражены морские маяки и водные пути.

2020: Уникальное видео с плавучим маяком от 1985 года

В далёком теперь уже 1985 году, когда роль ключевого маяка в Ирбенском проливе перешла от плавучего "Ирбенского" к одноимённому маяку на гидротехническом основании, студия "Эстонский Рекламфильм" - Eesti Reklaamfilm (да, в СССР таки была реклама!) сняла 20-минутный материал об этом событии. В фильме рассказывается об устройстве нового маяка и показываются кадры его строительства и монтажа.

Но ещё в нём есть несколько секунд плавучего Ирбенского маяка на своей позиции в последний отработанный им полностью сезон.

Благодарим GT Corporation за предоставленный материал и Normunds Kornijanovs (Свободный порт Вентспилс) за его размещение в сети. И, конечно, Eesti Reklaamfilm за отличную режиссёрскую и операторскую работу.

 

 

2018: Маячная выставка в Военно-морском музее

19 апреля 2018 в Центральном военно-морском музее открывается выставка, посвящённая маякам России. Подробности на портале ЦВВМ и на площадке Музея маячной службы, предоставившего, среди прочих музеев и частных владельцев, материалы для экспонирования.

"На ней [выставке] будут представлены экспонаты из фондов самого музея, а также из собрания Музея маячной службы, Управления навигации и океанографии МО РФ и частных коллекций. Временная выставка планируется на длительный срок, до полугода. ... Основная экспозиция разворачивается на первом этаже в правых залах (временные выставки). На втором этаже планируют разместить интерактивную часть выставки." (https://vk.com/fort_mayak?w=wall-148702636_363)

Будет интересно, мы идём!

2017: На "Ирбенском" открылась экспозиция!

2017: На "Ирбенском" открылась экспозиция!

15 декабря 2017 года плавучий маяк "Ирбенский" открылся для посетителей как музейный экспонат. Музей Мирового океана в Калининграде завершил основную часть ремонтных работ корпуса, мачт, палубного оборудования и реставрацию первых четырёх внутренних помещений плавучего маяка. Капитанский мостик, радиорубка и две каюты приведены практически в первозданный вид. На свои места вернулись некоторые элементы судового оборудования, найденные музеем за недолгое время, проведённое "Ирбенским" в Калининграде.  Оформлена первая очередь музейной экспозиции, посвящённой маякам и мореплаванию.

Всё это великолепие появилось в невероятно короткие сроки, которые были отведены музею по условиям полученного им финансирования. Плавучий маяк готовился к открытию с утра до ночи, без выходных, параллельно с текущей работой, другими выставочными проектами и строительством нового корпуса музея. А перед этим были докование в Кронштадте, уборка тонн мусора, оформление документов в Регистре, буксировка "Ирбенского" вокруг всей Прибалтики.

Открытие экспозиции на плавмаяке было организовано торжественно, как праздник для всех, кто участвовал в судьбе уникального судна и оказывал музею помощь. И погода оказалась как на заказ, редкий солнечный день добавил хорошего настроения и красок фотоснимкам. А на следующий за открытием день сотрудники музея снова принялись за авгиевы конюшни "Ирбенского", которых хватит ещё года на два.

Мы же извлекли из долгой истории плавания "Ирбенского" в океане отечественной бюрократии два важных для обычного человека урока.

Во-первых, даже такое безнадёжное дело, как превращение неприметного имущества Минобороны в сохраняемый и оберегаемый объект культурного наследия, оказалось более успешным, чем мы могли предполагать. Когда мы нашли бесславно доживающий свой век "Ирбенский", денег у нас было только на размещение этой площадки в Сети. Мы стали писать по инстанциям, выступать на конференциях, встречаться с теми, кто проявлял к маяку интерес. И это сработало - внимание к судну уберегло его от немедленной разделки. Получив передышку мы стали ещё активнее искать тех, кто пожелает и сможет стать новым хозяином плавмаяка. Искали, и нашли. Или они нас нашли, теперь это не важно. Главное результат, и он налицо.

И второе. Всё то время, что мы пиарили последний плавучий маяк России, нам совершенно безвозмездно, то есть даром, помогали многие и многие люди. Александр Лившиц, капитан МГС "Вайгач", привёл меня, совершенно незнакомого ему человека с морского форума, на "Ирбенский", познакомил с капитаном. Капитан разрешил сделать фотоснимки своего военного объекта, по которым сейчас идёт реставрация начинки судна. Юрий Григорьевич Шухин из УНиО помог с исторической справкой и документами. Павел Филин с "Красина", наш первый контакт в Музее Мирового океана. И так далее, всех, кто был искрене неравнодушен и бескорыстно участвовал в общем, важном для общества деле - не перечислить. На открытии экспозиции мы увидели, как много добровольных помощников и спонсоров нашёл для "Ирбенского" Музей Мирового океана. Это стало приятным открытием. Значит мы нужны друг другу не только в дежурных патриотических речах.

В марте 2018 г. в стране назначены президенские выборы, и многие полагают, что именно от главы государства зависит наше будущее. А нам кажется, что это не совсем так. Мы не способны изменить погоду, но можем взять в дорогу плащ и зонт. Не вправе сами разбить в городе парк, но можем не парковаться на газонах. Не в силах запретить взятки, но можем их не давать и не просить. Не найдём у себя лишний миллиард для правительства, но можем купить немного лекарств для нищей районной больницы, купить или отдать свои ненужные вещи для благотворительного фонда. И чем больше мы сделаем сами для соседей и сограждан, тем надёжней станет будущее нашей страны и её обитателей, и ответственнее будут те, кого мы выбираем высоко наверх.

2017: Смотрите кинохронику с Ирбенским

2017: Смотрите кинохронику с Ирбенским

На нашей площадке появились кадры кинохроники с плавучим маяком "Ирбенский", снятые Министерством обороны СССР для документального телефильма "Маяки - святыни морей" в начале 1980-х годов. Фильм рассказывает о недостатках, присущих плавучим маякам и буям, и о преимуществах строительства стационарных маяков на гидротехническом основании.

В шестидесятых-семидесятых годах прошлого века было запланировано построить несколько таких маяков в Ирбенском проливе, однако успели построить только один - Ирбенский стационарный маяк, заменивший в 1985 г. маяк плавучий. Похожее сооружение несколько меньших размеров в 1970 было установлено и на банке Таллинамадал (Ревельштейн) на подходе к Таллину, где ранее также выставлялся плавучий маяк.

2017: Поздравляем с Днём ВМФ!

2017: Поздравляем с Днём ВМФ!

Плавучие маяки - мирные корабли, однако и им выпадало служить на театрах военных действий. Топить плавучие маяки противника и разрушать береговые у флотских считается дурным тоном, хотя такие случаи бывали. В дореволюционной России плавмаяки мобилизовывались на Флот только в военное время. Мобилизованные плавмаяки использовались для обозначения фарватера, протраленного от мин. После 1917 года морские плавучие маяки находились в составе Военно-морского флота и были приписаны к гидрографическим службам своих бассейнов - Балтики, Белого и Чёрного морей, и Каспия. Плавучий "Ирбенский" маяк также ходил под военным флагом, который в 1990-е стал его обратным билетом на базу КБФ в Калининград. И сейчас он там, у себя дома, и сегодня там праздник военных моряков.

Морская столица, Санкт-Петербург шлёт привет "непотопляемому авианосцу" Калининграду и городу-герою Севастополю, Мурманску и Владивостоку, Новороссийску и Астрахани!

С днём Военно-морского Флота!

2017: Июль, "Ирбенский" перешёл в Калининград

2017: Июль, "Ирбенский" перешёл в Калининград

После ремонта корпуса судна и зимовки в Кронштадте плавучий маяк отправился в Калининград. Путь до места занял почти неделю. В день кораблестроителя, 29 июня в полночь "Ирбенский" ошвартовался на набережной реки Преголи при Музее мирового океана. Фоторепортаж об этом событии смотрите на площадке издания "Новый Калининград"

По случаю дня города, 8 и 9 июля плавмаяк принимал первых посетителей. Но самое главное - он снова стал светить! Смотрите вечерние фотографии Дмитрия Самойлова с водной части городского праздника г.Калининграда.

Тем временем продолжается работа над реставрацией судна. Компания-подрядчик получила от фонда "Маячный" электронные версии чертежей и документации, а также бумажные подлинники на оцифровку. Как только их электронные версии станут нам доступны, мы выложим их на plavmayak.ru

Иллюстрацию к новости предоставил Дмитрий Самойлов

2017: Плавмаяк на зимней стоянке

2017: Плавмаяк на зимней стоянке

После реставрации и покраски корпуса плавмаяка на КМОЛЗ он был отбуксирован в зимнюю пассажирскую гавань Кронштадта, где встал на зимовку. Ранее, до постройки дамбы, с этой пристани отправлялись паромы и теплоходы на Ломоносов. Борта плавмаяка и обе мачты выкрашены в красный цвет. На борту плавмаяка ещё нет его названия, оно будет нанесено на поле белого цвета. Фонарное сооружение закрыто от попадания краски на стёкла. Светооптический аппарат и уникальная линза, снятые с плавмаяка перед списканием, хранятся в Музее мирового океана и будут возвращены на маяк по окончании ремонта.  

Пока гавань скована льдами, у Вас есть уникальная возможность посмотреть плавмаяк со всех сторон (на само судно вход закрыт). В разделе Фотогалерея Вы найдёте фотографии Ирбенского в Кронштадте. В Сети также есть фотографии его буксировки.

2016: Началась реставрация!

2016: Началась реставрация!

После завершение оформления необходимых бумаг о передаче "Ирбенского" в распоряжение Музея мирового океана плавучий маяк готовится к докованию в Кронштадте. Фондом "Маячный" производится оцифровка проектной документации на плавучий маяк, необходимой для ремонта судна. В цифровой вид переведено 25 чертежей и эскизов, техническое задание на плавмаяк и другие документы.

29 октября плавучий маяк встал на ремонт на Кроштадтском морском заводе. 22 декабря ремонт и окраска корпуса судна заершилась, и "Ирбенский" был отбуксирован в купеческую гавань Кронштадта на зимнюю стоянку. Процесс ремонта корпуса плавмаяка Вы увидите в Фотогалерее.

2015: Плавмаяк-"близнец" Ирбенского уходит в металлолом

2015: Плавмаяк-"близнец" Ирбенского уходит в металлолом

Пока "Ирбенский" дожидается буксировки в Калининград для ремонта и экспонирования, его брат-близнец "Астраханский Приёмный", лишённый маячной мачты, был выставлен на очередной металлоломный аукцион. Аукционную документацию смотрите здесь. Подтопленный корпус плавмаяка в составе другого лома ушел покупателю за 16 млн.руб. Будем очень признательны жителям Астрахани, кто мог бы сделать последние фотографии Астраханского Приемного (в/ч 15119, село Никольское Камызякского района Астраханской обл.)

В разделе сайта, посвящённом Астраханскому-приёмному плавмаяку Вы найдёте фотографии, сделанные гидрографами Каспийской флотилии до и после демонтажа маячной мачты с судна.

2014: ПМк "Ирбенский" передаётся Музею Мирового океана

2014: ПМк "Ирбенский" передаётся Музею Мирового океана

Принято окончательное решение о передаче "Ирбенского" Музею мирового океана (Калининград). "Мы давно и серьезно беспокоились по поводу маяка "Ирбенский", который уже многие годы не мог обрести хозяина и стать плавучим музеем. Он оказался никому не нужен в Санкт-Петербурге и Кронштадте. В настоящее время судьба маяка решена, и он переходит в собственность музея" - заявила С.Сивкова" (ИА "Интерфакс")

Для 4(6) номера яхтенного журнала "Тарпон" нами подготовлена иллюстрированная статья о плавучих маяках на российской Балтике, в том числе и об "Ирбенском" (http://www.tarpon-media.ru/archive/tarpon-2014-4/42-47.pdf). Публикация в "Тарпоне" стала возможной благодаря живому интересу Студии "Тинто" к последнему плавмаяку страны.

В блоге "Сделано у нас" вышла свежая информация о предстоящем ремонте и выставлении плавмаяка. "Мы уже получили разрешение от Министерства культуры, подписали акт приема-передачи "Ирбенского". Сейчас музейные специалисты ведут работы по регистрации судна в российском Речном регистре. Только что был проведен расчет валовой вместимости (...) и анализ соответствия судна требованиям регистра. (...) Параллельно с этим подготавливаются ремонтные сметы. Как только все это будет готово, будем запрашивать у соответствующих ведомств деньги на докование», — рассказал ЦВМП замгендиректора Музея Мирового океана по флоту Алексей Шуткин.

1 2 >